Фургоны для грузовиков
Фургон на грузовой автомобиль, крепится позади кабины и необходим для перевозки грузов. В зависимости от перевозимого груза различают три вида фургонов: промтоварный, изотермический и рефрижератор. В промтоварном фургоне перевозят любой непищевой груз. В изотермическом фургоне возможно перевозить как непищевой груз, так и пищевой, температуру хранения, которого возможно добиться в фургоне на время перевозки. Рефрижератор - это изотермический фургон с ХОУ (холодильно-отопительная установка) предназначен для перевозки пищевых продуктов с определенными температурными режимами хранения.
Промтоварный фургон
Предназначен для транспортировки грузов не требующих ограничений по температуре и влажности. Прекрасно подходит для защиты груза от посторонних лиц, а также от внешних факторов (осадки, грязь, пыль). Из-за того, что коэффициент теплопроводности материала из которого изготовлен фургон более 0,7 Вт/м²⋅°C перевозить в данном фургоне грузы с определенными температурными режимами невозможно. Неоспоримый плюс данного фургона является его цена, он значительно дешевле изотермического фургона.
Различают 3 вида промтоварного фургона:
- Каркасный;
- Бескарскасный;
- Европромтоварный.
Каркасный промтоварный фургон
Cостоит из каркаса и обшивки. В качестве каркаса используют металлический профиль, который обшивается листами из различных материалов (металл, пластик, фанера). Данная конструкция самая простая и дешевая. Обрешетку производят с внутренней и внешней стороны алюминиевыми или пластиковыми уголками. Главный недостаток данного фургона это его вес, который больше по сравнению с бескаркасным. Основание фургона является надрамником с продольными лонжеронами, которые крепятся на раму шасси. Напольное покрытие зачастую это транспортная влагостойкая фанера толщиной 20мм.
Бескаркасный промтоварный фургон
Cостоит из самонесущих панелей (плакированный металл, фанера) скрепленных с помощью замков. Обрамленные металлическими или пластиковыми уголками. Основной плюс данного фургона является его вес.
Европромтоварный фургон
Бескаркасный состоит из самонесущих сэндвич-панелей толщиной 30мм все стенки, пол - 75мм обрамленных алюминиевыми или оцинкованными уголками толщиной 2мм. Подходит для перевозки непищевых товаров, так же как и каркасный и бескаркасный промтоварные фургоны, а также грузы которые имеют значительный диапозон температурного режима для перевозок (краски, напитки, крупа, мука, сахар, бакалея, фрукты и овощи). Установка ХОУ или отопителя в европром фургон не целесообразно, так как коэффициент тепропроводности выше 0,7 Вт/м²⋅°C. Плюсы данного фургона в том что он легче каркасного и надежней чем бескаркасный промтоварный фургон. Цена данного фургона примерно равна каркасному изотермическому фургону. Так же неоспоримый плюс в том что внутри фургона нет труднодоступных мест, и уборку проводить в данном фургоне намного проще чем в каркасном или бескаркасном. Долговечность данного фургона при нормальных условиях обслуживания около 15 лет.
Изотермический фургон
Подходит для перевозки не пищевого товара, а также пищевого с большим диапозоном температурного режима при перевозке. Отличие от промтоварного фургона в его большей герметизации (резиновый уплотнитель на дверях, гермитизация швов герметиком) и увеличенный коэффициент теплопроводности (менее 0,7 Вт/м²⋅°C).
Различают два вида изотермического фургона:
- Каркасный;
- Бескаркасный.
Каркасный изотермический фургон
Состоит из каркаса и утеплителя (пенопласт, пенополиуретан и др.) обшитые ламинированной фанерой или листами из плакированного металла. Обрамление фургона оцинкованными или алюминиевыми уголками. Коэффициент теплопроводности меньше 0,7 Вт/м²⋅°C достигается толщиной утеплителя в стенках, полу и крыше от 30 до 100 мм. Плюсы данного фургона в его простоте ремонта и дешевой цене. Главный минус каркасного изотермического фургона это тепловые мосты (температурный мост) - заключается в разнице теплопроводимости металлического каркаса и утеплителя. Из-за этой разницы каркас отдает тепло быстрее чем утеплитель, происходит конденсат в стыке и образуется влага, в следствии чего утеплитель плесневеет и разрушается. Так же из-за большого количества крепления профилей каркаса (продольные профили с поперечинами), он может расбалтываться, что приводит к снижению герметичности вдоль до разрушения изоляционного слоя. Срок службы данного фургона в среднем 3-5 лет.
Бескаркасный фургон
Современный тип фургона состоящий из самонесущих сэндвич-панелей. Сэндвич-панель бывает 3-х и 5-ти слойная, в центре которой находится утеплитель и приклеенные к нему с обеих сторон обшивки (3-х слойная) и приклееных с обеих сторон фанеры и поверх нее обшивки (5-ти слойная). В зависимости от предназначения фургона используются та или иная панель для стенок. Крепление панелей производится с помощью замков и клеевого состава. Неоспоримый плюс данного фургона является отсутствие тепловых мостов, а также меньший вес по сравнению с каркасным. Минус в большей цене по сравнению с каркасным.
изготавливается при помощи термального воздействия на гранулы полистирола с применением газообразователя. Основные плюсы данного вида утеплителя экологически чистый, влагонепроницаемый, способность сопротивлению равномерно-распределенным механическим нагрузкам (придает стенке фургона дополнительную жесткость), а также он недорогой. Коэффициент теплопроводности 0,03...0,045 Вт/м²⋅°C
изготавливается из одного вещества как и пенополистирол, но имеют разную технологию создания гранул. Данный вид пенополистерола производится с помощью экструзии. В расплавленную массу полистерола добавляют вспененный агент с последующим пропусканием через экструдер. Таким образом получают очень мелкие гранулы по диаметру равных до 0,2 мм. ЭППС обладает малым коэффициентом теплопроводности (0,029 - 0,034) тем самым превосходит пенополистирол, который имеет коэффициент теплопроводности (0,03...0,045).
Рефрижератор
Представляет собой изотермический фургон с коэффициентом теплопроводности менее 0,7 Вт/м²⋅°C с добавлением холодильно - отопительной установки (ХОУ). В зависимости от степени изотермичности фургона устанавливаются ХОУ определенного класса. Важно знать, что рефрижераторный фургон не предназначен для замораживания или разогрева продуктов, а только для поддержания условий по температурному режиму перевозки.
Классы рефрижераторных установок:
- Класс А (от +12°C до 0°C включительно)
низкая изотермичность коэффициент теплопроводности - 0,55...0,7 Вт/м²⋅°C; - Класс B (от +12°C до -10°C включительно)
средняя изотермичность коэффициент теплопроводности - 0,4...0,55 Вт/м²⋅°C; - Класс С (от +12°C до -20°C включительно)
высокая изотермичность коэффициент теплопроводности - менее 0,4 Вт/м²⋅°C.
Виды рефрижераторных установок
Установка с приводом от двигателя - состоит из компрессора, испарителя и конденсора (радиатор). Компрессор устанавливается на двигатель и забирает мощность от двигателя с помощью ремня. Так как мощность компрессора на прямую зависит от оборотов двигателя, то первостепенное значение имеет изотермичность фургона. Также данный вид ХОУ подойдет только для внутригородского использования, так как при поломке двигателя, ХОУ не работает, тем самым высок риск порчи продуктов. Преимущественно устанавливается на малотоннажных грузовиках. Главный плюс данной установки это ее цена, она сравнительно ниже автономных.
Автономная холодильно - отопительная установка - чаще всего используется для дальних перевозок. Привод компрессора производится от автономного дизельного двигателя. Плюсы данной установки, если сломался грузовик, то в фургоне продолжается поддерживаться необходимая температура. Так же соблюдается температурный режим более четко нежели с установкой с приводом от двигателя, так как мощность компрессора зависит от автономного двигателя. Минус данного ХОУ это его цена, она значительно выше, чем у ХОУ с приводом от двигателя.
При перевозке грузов, необходимо учесть несколько факторов:
- Груз размещать на поддоны, для того чтобы он не примерз к полу, а также для циркуляции воздуха внутри фургона;
- Груз с плюсовой температурой размещать с расстоянием друг от друга, и минимально 12 см от стенок и 20 см от потолка, также для циркуляции воздуха;
- Груз с минусовой температурой размещать ближе друг к другу, и минимально 12 см от стенок и 20 см от потолка;
- Перед погрузкой, необходимо подготовить фургон, чтобы в нем была необходимая температура для данного груза;
- Погрузка и выгрузка должна проводиться при выключенной ХОУ;
- Проводить уборку фургона после каждого рейса.
Температурный режим перевозки продуктов | |
Замороженные продукты | ˄ |
Морепродукты замороженные | -18˚С…-20˚С |
Мороженое | -18˚С…-20˚С |
Мясо замороженное | -18˚С…-20˚С |
Овощи замороженные | -14˚С…-20˚С |
Полуфабрикаты замороженные | -18˚С…-20˚С |
Птица замороженная | -18˚С…-20˚С |
Рыба замороженная | -18˚С…-20˚С |
Фрукты и ягоды замороженные | -18˚С…-20˚С |
Кондитерские изделия | ˄ |
Кремы кондитерские | +1˚С…+3˚С |
Мёд | +13˚С…+14˚С |
Пирожные без крема | +18˚С…+19˚С |
Пирожные кремовые | +2˚С…+4˚С |
Тесто | 0˚С…+5˚С |
Торты без крема | +18˚С…+19˚С |
Торты кремовые | +2˚С…+4˚С |
Шоколад | +17˚С…+19˚С |
Охлажденные продукты | ˄ |
Икра | -5˚С…0˚С |
Йогурт | 0˚С…+5˚С |
Колбаса | 0˚С…+4˚С |
Консервы мясные | +15˚С…+20˚С |
Консервы рыбные | +1˚С…+10˚С |
Масло сливочное | 0˚С…+5˚С |
Молоко | 0˚С…+5˚С |
Сметана | 0˚С…+5˚С |
Творог | 0˚С…+5˚С |
Мясо копченое | 0˚С…+5˚С |
Маргарин | 0˚С…+5˚С |
Мясо свежее | +1˚С…+2˚С |
Пресервы рыбные | -5˚С…0˚С |
Птица свежая | +1˚С…+3˚С |
Рыба солёная | -5˚С…0˚С |
Рыба копченая | 0˚С…+5˚С |
Рыба свежая | +1˚С…+3˚С |
Рыба со льдом | -1˚С…0˚С |
Масло растительное | +2˚С…+10˚С |
Сыры | +2˚С…+7˚С |
Фарш свежий | 0˚С…+5˚С |
Дрожжи | 0˚С…+4˚С |
Яйца | +1˚С…+8˚С |
Свежие фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы | ˄ |
Абрикосы | +3˚С…+5˚С |
Авокадо | +3˚С…+5˚С |
Алыча | +2˚С…+7˚С |
Ананасы | +6˚С…+10˚С |
Апельсины | +4˚С…+8˚ |
Баклажаны | +4˚С…+10˚С |
Бананы | +13˚С…+16˚С |
Бобы | +4˚С…+10˚С |
Виноград | +3˚С…+6˚С |
Вишня |
+1˚С…+2˚С |
Горох стручковый | +4˚С…+10˚С |
Грейпфруты | +11˚С…+14˚С |
Грибы | 0˚С…+2˚С |
Груши | +2˚С…+5˚С |
Дыни | +4˚С…+8˚С |
Зелень | +2˚С…+5˚С |
Кабачки | +4˚С…+10˚С |
Капуста брюссельская | +10˚С…+12˚С |
Капуста белокочанная и цветная | +2˚С…+5˚С |
Картофель | +6˚С…+10˚С |
Киви | +2˚С…+3˚С |
Клубника | +2˚С…+4˚С |
Крыжовник | 0˚С…+2˚С |
Лимоны | +11˚С…+14˚С |
Лук зелёный | +2˚С…+5˚С |
Малина | +2˚С…+5˚С |
Манго | +10˚С…+13˚С |
Мандарины | +2˚С…+8˚С |
Морковь | +6˚С…+8˚С |
Нектарины | +2˚С…+5˚С |
Огурцы | +6˚С…+9˚С |
Перец болгарский | +4˚С…+10˚С |
Персики | +2˚С…+6˚С |
Помидоры красные |
+6˚С…+10˚С |
Помидоры недозрелые |
+10˚С…+15˚С |
Редис |
+2˚С…+6˚С |
Салат |
+2˚С…+5˚С |
Свекла |
+2˚С…+6˚С |
Слива |
+2˚С…+7˚С |
Смородина |
0˚С…+2˚С |
Тыква |
+10˚С…+13˚С |
Цветы живые срезанные |
+5˚С…+8˚ |
Черешня |
+1˚С…+2˚С |
Чеснок |
+2˚С…+3˚С |
Яблоки |
+3˚С…+5˚С |